Полезен ли буддизм для здоровья?

Каноны буддизма. Действия, приводящие в самсару (несчастье)
13.06.2017
Лечение мантрами и водой
13.06.2017

Полезен ли буддизм для здоровья?

Весной 1992 года в офис  Ричарда Дэвидсона  в Мэдисоне на факультете психологии Университета Висконсина неожиданно пришло по факсу  письмо от Тензина Гьяцо –  Четырнадцатого Далай-ламы. Нейробиолог Дэвидсон,  выпускник Гарвардского университета, приобрел известность своими исследованиями природы положительных эмоций. Слава о его достижениях дошла и до северной Индии: находящийся в изгнании духовный лидер тибетских буддистов  предложил ему всесторонне исследовать психические особенности  своих монахов  во время медитации.
«Ведь буддисты –  это олимпийские атлеты, золотые медалисты в медитации», –  пояснил Дэвидсон.
Скорее всего, большинство уважающих себя американских нейробиологов предпочли бы уклониться от приглашения изучать буддийскую медитацию, расценив эту тему для исследований как крайне неопределенную и, как недавно признал сам Дэвидсон, «очень капризную». Но профессор из Висконсина, сам много лет медитирующий –   в свое время он взял отпуск из аспирантуры, чтобы путешествовать по Индии и Шри-Ланке и учиться восточным практикам медитации, –  ухватился за эту возможность обеими руками. В сентябре 1992 года он организовал масштабную экспедицию в северную Индию,  захватив в предгорья Гималаев переносные электрогенераторы, портативные компьютеры и оборудование для записи электроэнцефалограмм. Он намеревался измерить замечательную, и на первый взгляд неуловимую величину –  нейрологическую характеристику  ума буддиста в действии. «Ведь буддисты –  это олимпийские атлеты, золотые медалисты в медитации», –  пояснил Дэвидсон.
Работа началась. Поначалу монахи не выказывали особенного энтузиазма, зато потом исследования медитации достигли той  степени достоверности, какой  нельзя было представить десятилетие тому назад. В  последующие годы  лабораторию Дэвидсона в Мэдисоне посещали буддийские монахи из северной Индии и других азиатских стран во главе с Мэтью Рикардом –  монахом, родившимся во Франции  и получившим докторскую степень в области молекулярной биологии. Сидя на полу небольшой будки, Рикард и его собратья надевали на себя медузообразное сплетение из 256 электродов сети электроэнцефалограммы и реагировали  на различные визуальные стимулы. Они проводили от двух до трех часов в аппарате отображения магнитного резонанса, пытаясь медитировать среди стука и трескотни устройств для получения изображений мозга.
Несколько скрупулезных исследований позволяют сделать вывод, что регулярная медитация  вызывает физиологические изменения в мозге и иммунной системе.
Официально результаты этих экспериментов не были пока опубликованы, но в прошлогоднем выпуске «Проектов  сочувствия» Дэвидсон рассказал о резком повышении  активности в нескольких зонах левой предлобной части коры головного мозга –  той области мозга, которую последние исследования связывают с положительными эмоциями.
За годы, прошедшие с момента получения  Дэвидсоном  письма от Далай-ламы, нейробиологические исследования буддийских практик преодолели порог скептицизма  и стали  достойной научного внимания темой. Отчасти это объясняется новыми, более мощными технологиями сканирования мозга,  способными не только отображать состояние ума  во время медитации, но и обнаруживать стойкие изменения в функционировании мозга спустя месяцы после длительного медитационного курса. Благоприятным фактором послужило  и то, что некоторые знаменитые и признанные авторитеты в области нейробиологии сейчас заинтригованы предварительными сообщениями об исключительных способностях ума буддистов. Пол Экман из Университета Калифорнии в Сан-Франциско и Стивен Косслин из Гарварда начали собственное исследование психических способностей монахов. Кроме того, несколько скрупулезных исследований позволяют сделать вывод, что регулярная медитация  вызывает физиологические изменения в мозге и иммунной системе.
Нравится это кому-то или нет, но интерес к биологии медитации возрастает. Знаковым событием стала встреча ведущих специалистов страны в области нейробиологии и поведения человека с тибетскими буддистами, включая самого Далай-ламу, –  на симпозиуме в политехническом Институте Массачусетса. «Можно считать, что монахи просто показывают, какой здесь имеется потенциал», –  говорит доктор Джон Кабат-Зинн, почетный профессор из Медицинской школы при Массачусетском университете. Он одним из первых признал положительный эффект от медитации на здоровье в целом. «И вам совсем не обязательно вести себя экстравагантно, становиться буддистом или сидеть на горе в Индии, чтобы получать от этого пользу. Хотя этот вид исследований находится на самой ранней стадии, мы подошли к открытию крайне увлекательных вещей».
Всю свою 2500-летнюю историю буддизм учил направлять  энергию  внутрь. В основе этого явления лежит стремление  научить ум понимать психическое состояние счастья, опознавать и обезвреживать источники негативных эмоций и культивировать такие эмоциональные состояния, как сочувствие для улучшения жизни человека и общества. Уже не одно десятилетие  в США проводятся научные исследования кратковременного воздействия медитации на нервную систему. Обнаружилось, что медитация сокращает показатели стресса, например, ускоренное сердцебиение и потоотделение. Эти исследования стали основой для «реакции на расслабление», с которой знакомил широкую публику профессор Герберт Бенсон из Гарварда в 1970-е годы. Однако буддийская практика делает упор на необратимые изменения в психической активности, а не только на кратковременные результаты. И ученых все больше интригует тот нервный и физический стимул для долговременных изменений, который достигается годами интенсивной практики.
«В буддийской традиции, –  объясняет Дэвидсон, –  слово «медитация» эквивалентно понятию «спорт» в Соединенных Штатах. Это целый спектр активности –  не что-то единичное». Практикующие буддизм утверждают, что каждая из этих медитативных практик требует различных психических умений. Исследователи из Висконсина сфокусировались  на трех общих способах буддийской медитации. «Первый –  это концентрация внимания, при этом нужно упражняться в сосредоточении на каком-либо объекте в течение длительного времени, –  говорит Дэвидсон. –  Второй –  сознательное развитие сочувствия. Буддисты  занимаются этим каждый день, и у них есть специальные упражнения, в которых они рисуют в своем воображении негативные события, что-то вызывающее злобу или раздражение, а затем трансформируют это, применяя противоядие –  сочувствие. По их словам, они способны делать это просто вот так, –  говорит он, щелкая пальцами. –  А третий способ называется «открытое присутствие». Это состояние точного осознавания той мысли, эмоции или ощущения, которое возникает в данный момент, без реакции на него. Они описывают его как чистое осознавание».
Тот факт, что благодаря опыту и тренировке мозг способен учиться, адаптироваться и перестраиваться на молекулярном уровне, предполагает, что медитация  оставляет биологический отпечаток в мозге. Учитывая быстрый технический прогресс в наше время, этот отпечаток теперь возможно определить и измерить. «Это соответствует всей специальной литературе по нейробиологии, –  говорит Стивен Косслин из Гарварда, –  где описываются исследования водителей такси на предмет их пространственной памяти и музыкантов –  на чувство высоты звука. Если вы чем-то занимаетесь –  что бы это ни было, даже игра в пинг-понг, –  на протяжении 20 лет по восемь часов в день, то в вашем мозге появляется  нечто такое, чего нет у того, кто этим не занимается.  Так  просто должно быть».
Встреча в M.I.T. многих признанных корифеев  подтверждает, что для научного мира исследование буддийских практик стало занятием достойным  всяческого уважения.
Джонатан Коэн, специалист по контролю за вниманием и познавательными способностями из Принстона, также был заинтригован сообщениями о том, что некоторые последователи буддизма могут концентрировать свое внимание в течение долгого времени. В одном из своих выступлений он отметил: «Наш опыт, который подтверждается многочисленными доказательствами,  говорит о том, что у обычных людей способность к вниманию ограничена. Когда мы пытаемся поддерживать внимание в течение долгого времени –   как, например, авиадиспетчеры –  это считается чрезвычайно напряженным занятием сродни стрессу. Буддизм же, напротив, вырабатывает способность к плавному переносу внимания, и это состояние поддерживаемого сосредоточенного внимания описывается здесь как приятное переживание, а не как стресс».
По крайней мере, встреча в M.I.T. многих признанных корифеев  подтверждает, что для научного мира исследование буддийских практик стало занятием достойным  всяческого уважения.. Среди участников были такие авторитетные ученые, как Эрик Ландер –  руководитель проекта исследования генома человека, Джонатан Коэн –  видный исследователь нейрологических механизмов принятия нравственных и экономических решений, и Дэниел Канеман –  пристонский лауреат Нобелевской премии по экономике, открывший дорогу к исследованиям психологии принятия решений в области финансов.
«В своем подходе нейробиологи намерены  сохранить как существо вопроса, так и серьезный имидж. Показать, что они не просто ударились в романтику, когда решили изучать сознание, –  признает Коэн, председатель заседаний на встрече в M.I.T. –  С другой стороны, лично я полагаю, что история науки отучила нас высокомерно думать, что мы знаем все».
«Эксперименты с монахами» в Мэдисоне начинают пересекаться с несколькими не столь масштабными, однако заставляющими задуматься исследованиями, которые показали , что медитация оказывает не только эмоциональное, но и недвусмысленное физиологическое воздействие. То есть сила медитации может быть направлена таким образом, что помимо уменьшения стресса и растворения негативных эмоций произойдет улучшение иммунной и других систем.
Ученые давно уже интересуются способностями  ума влиять на функции тела, особенно на взаимосвязь между нервной, иммунной и эндокринной системами. Например, Дженис Киколт-Глейзер и Рональд Глейзер, ученые из Университета штата Огайо, провели ряд исследований,  доказывающих, что стресс негативно сказывается на функциях иммунной системы, хотя нюансы подобного взаимодействия по-прежнему остаются неясными.
Довольно интересно, что сами последователи буддизма полностью открыты для научного объяснения своих практик. «Буддизм, подобно науке, основывается на опыте и исследовании, а не на догме», –  объяснил мне Мэтью Рикард в электронном послании месяц назад. Он написал, что эту религию можно считать «наукой о созерцании», добавив: «Будда всегда говорил, что не следует принимать его учение лишь из уважения. Нужно обнаружить его истинность на собственном опыте, как если бы мы проверяли кусок золота, потирая его о камень, расплавляя и т.д.».
В июле я присоединился к Дэвидсону и нескольким его коллегам в диспетчерской на время эксперимента. В соседней комнате на стуле сидела испытуемая –  молодая женщина, пытающаяся контролировать свои мысли, получив соответствующие команды.
Дэвидсон выдвинул гипотезу о том, что эмоциональные особенности человека отражают относительную силу или асимметрию активности между двумя сторонами предлобной части коры головного мозга. Левая сторона, по мнению Дэвидсона, связана с позитивными эмоциями,  а повышение активности с правой стороны связано с беспокойством, депрессией и прочими видами плохого настроения.
Его исследовательская группа проводила эксперименты с детьми и пожилыми людьми, медитаторами-любителями и восточными адептами с целью определить сложную нейрологическую цепь, соединяющую предлобную часть коры головного мозга с другими структурами –  такими как амигдала, где коренится страх, и передней частью пояса головного мозга, связанной  с «отслеживанием конфликтов». Некоторые эксперименты также показали, что повышенная левосторонняя предлобная активность связана с активизацией иммунологических функций клеток-убийц и прочих аспектов иммунной системы.
Когда один из ученых в диспетчерской произнес: «Итак, сейчас будет первая картинка», –  женщина явно напряглась, поежилась. Провода электродов змейками тянулись из-под ее волос и двух точек прямо под правым глазом. Уставившись на экран, она следила за тем, как там сменяют друг друга крайне тревожные образы –  ужасно изувеченное тело, отрубленная рука, готовая к броску ядовитая змея. Через наушники женщину просили модулировать свою эмоциональную реакцию на каждый образ, либо усиливая ее, либо подавляя, в то время как электроды под ее глазом тайком подключались к нейрологической цепи, определяя, успешно ли она построила позитивный или негативный отклик на тот или иной образ.
«Измеряется способность человека сознательно регулировать свои эмоциональные реакции», –  объяснил Дэвидсон.
«Медитация может способствовать тому, что человек быстрее и непринужденнее приходит в себя после негативных реакций», –  добавил Дарен Джексон, руководитель данного исследования.
Приезжавшие сюда монахи и группа медитирующих конторских служащих из близлежащей биотехнической фирмы  наблюдали эти мрачные картинки с той же самой целью –  определить то, что Дэвидсон называет «эмоциональным стилем» каждого человека. Например, склонен ли он  вовлекаться в негативные эмоциональные реакции, а также выяснить –  возможно ли влиять на этот стиль сознательным усилием во время медитации. Дэвидсон и периодически сотрудничающий с ним Джон Кабат-Зинн надеются, что силу медитации можно направить не только на создание эмоционально позитивного состояния, но и на улучшение физического здоровья.
С момента основания Клиники противодействия стрессам при Медицинской школе Университета Массачусетса в 1979 году Кабат-Зинн и его коллеги провели лечение 16 тысяч пациентов и научили более 2 тысяч работников здравоохранения технике «медитации внимательности», которая в качестве способа противодействия стрессу рекомендует «неоценивающее» полное осознавание текущего момента –  своего рода буддийскую медитацию. Кабат-Зинн опубликовал небольшой, но захватывающий реферат о том, что люди, проходящие лечение от псориаза, в случае применения медитации вылечиваются в четыре раза быстрее; что больные раком в результате практики медитации имели  положительный эмоциональный настрой в отличие от контрольной группы; и что медитация не только облегчала симптомы у людей, страдавших от беспокойства и хронической боли, но польза от нее продолжала ощущаться в течение длительного периода –  даже спустя четыре года после упражнений. Кабат-Зинн проводит исследования для компании Signa Healthcare с целью определить, сокращает ли медитация расходы на лечение пациентов с синдромом хронической усталости, болезнью мышечных волокон и синдромом раздраженного  кишечника.
«Медитация может способствовать тому, что человек быстрее и непринужденнее приходит в себя после негативных реакций»
В настоящее время наука о медитации все еще пребывает в культурном вакууме, между оксюмороном и чем-то более понятным. «Мы пока находимся на самых ранних этапах исследований», –  говорит Дэвидсон. Он признает, что «подавляющее большинство исследований по медитации –  это кот в мешке». Однако исследование, которое в июле 1997 года опубликовали Дэвидсон, Кабат-Зинн и их коллеги, предоставляет еще одно доказательство в пользу того, что эта тема имеет право на существование.
В июле 1997 года Дэвидсон нанял людей из небольшой биотехнической компании близ Мэдисона для изучения влияния буддийской медитации на нейрологическую и иммунологическую активность обычных американских конторских служащих. Прежде чем они приступили к курсу медитации, который преподал им Кабат-Зинн, с помощью проводов были измерены показатели их мозга. Это было контролируемое, рандомизированное исследование, а через восемь недель исследователи должны были снова проверить мозг и иммунные показатели, чтобы оценить эффект от медитации.
Некоторые служащие скептически отнеслись к данной затее, но в конечном счете в эксперименте приняло участие около сорока человек. Каждую неделю Кабат-Зинн появлялся в «Промеге» со своими красными и пурпурными кассетами для медитации и тибетскими колокольчиками, а собравшиеся служащие компании –  ученые, маркетологи, лаборанты и даже некоторые менеджеры –  в течение трех часов сидели на полу в конференц-зале и практиковались в сосредоточении внимания.
Результаты эксперимента в компании «Промега» были опубликованы в бюллетене психосоматической медицины. Они свидетельствуют о том, что медитация действительно оставляет ощутимый и стойкий отпечаток в уме и теле практикующих. Среди служащих «Промеги», практиковавших медитацию в течение двух месяцев, исследователи из Висконсина обнаружили значительное повышение активности в нескольких областях левой стороны предлобной части коры головного мозга, которое продолжалось как минимум до четырех месяцев после эксперимента, когда снова были сделаны измерения. Более того, медитаторы, у которых повышение этой активности было наибольшим, после упражнений демонстрировали также повышенную способность вырабатывать антитела против вакцины гриппа. Кабат-Зинн предположил, что эти открытия указывают на качественные изменения в деятельности мозга, появляющиеся всего после двух месяцев медитации, что отражает предварительные результаты исследований с такими опытными медитаторами, как монахи.
Эксперимент с медитацией, показался мне заманчивым, поскольку я хотел справиться со стрессом. Действительно, я стал не таким раздражительным. Даже моя жена  заметила, что со мной легче стало находиться рядом. Иными словами, есть осязаемые результаты. Для эмпирика этого достаточно.
Данные экспериментов пока осторожно обдумываются. И действительно, потребовалось пять лет, чтобы опубликовать результаты исследования в Висконсине, поскольку, по словам Дэвидсона, несколько крупных журналов, куда эти разработки были направлены, отказались даже послать их на экспертную оценку. И тем не менее к тому времени, когда исследование закончилось, объективные данные были дополнены субъективным опытом участников: от медитации у людей осталось неизгладимое чувство того, что они стали счастливее, позитивнее, менее подверженными стрессам. Своим впечатлением поделился Майкл Слейтер, молекулярный биолог из «Промеги»: «Я убежденный эмпирик во всех аспектах моей жизни. Я сомневаюсь в догмах –  я их проверяю. Я делаю это и на лабораторном столе, и в личной жизни. Эксперимент с медитацией, показался мне заманчивым, поскольку я хотел справиться со стрессом. Действительно, я стал не таким раздражительным. Даже моя жена  заметила, что со мной легче стало находиться рядом. Иными словами, есть осязаемые результаты. Для эмпирика этого достаточно».
Допустим, что этого недостаточно для многих других людей, особенно для ученых-скептиков. Но Слейтер выдал экспромтом еще один комментарий, который поразил меня  своей в высшей степени убедительной, хотя и совершенно неофициальной  формой  экспертной оценки. «Моя жена, –  сказал вполголоса Слейтер, –  все готова отдать, чтобы я снова стал медитировать».
Стивен Холл – автор недавно вышедшей книги «Торговцы бессмертием: в погоне за мечтой продления жизни».
Лечение муковисцидоза в Китае,  в Государственном центре тибетской медицины.