Каноны буддизма. Действия, приводящие в самсару (несчастье)

Тибетская медицина. Происхождение болезни
13.06.2017
Полезен ли буддизм для здоровья?
13.06.2017

Каноны буддизма. Действия, приводящие в самсару (несчастье)

Скопление (твоих) злодеяний есть корень страдания в самсаре. Именно аффекты-клеши ответственны за все пагубные деяния. Невежество, которым поддерживается сверхценность (представления о) «Я», обусловливает активность аффектов-клеш. Общая омраченность потока сознания есть корень невежества и всех (производных) аффектов-клеш. Именно из-за общей омраченности мы не ведаем, откуда возникла самсара, какова ее природа, какие разновидности действия-причины-результата полезны, а какие разновидности вредны и т. д., ибо мы —во мраке! Например, когда Учитель разъясняет (природу Реальности), то, прослушав и обдумав все, что Он сказал, мы можем прийти к некоему концептуальному пониманию. Но, как и грезы о стране, которую мы никогда не посещали ранее, также когда мы навешиваем концептуальные обозначения-ярлыки на (Высшую Реальность), которая отнюдь не является некой «Вещью», тогда мы просто играем с концепциями-представлениями.
Посредством того же процесса мы навешиваем обозначение-ярлык «самость» на то, что отнюдь не является (незыблемой, самостийной, отдельной «самостью»), а затем цепляемся за эту «самость». А на этой основе возникает и заблуждение относительно Высшей Реальности, и множество прочих извращенных псевдосхем-установок (сознания). Затем возникает привязанность ко всему, что поддерживает эту «самость»: к телу, богатству, знакомствам и т.п. — а вслед возникает гордыня, зависть, алчность. Одновременно извергается отвращение к тому, что представляется «другим», «инородным», и следом — жгучий гнев, злоба и т. п.
Если вы свободны от (умственной омраченности, пристрастия или отвращения) трех отрав-клеш, ваши деяния не будут накапливаться. А поскольку результаты не возникают без соответствующих причин-действий, то надо всевозможными путями стремиться к тому, чтобы вырвать эти три корня блуждания в самсаре.
Обобщим тему — «действия, заводящие в самсару»: неблаготворное действие, включенное в число «десяти пагубных деяний» ведет к новому рождению в низших мирах. Благотворное действие, включая даяние и др., если оно не мотивировано желанием достичь нирваны, ведет к новому рождению в более высоких мирах богов или людей. Невозмущающее действие, такое как, например, самадхи, в котором, однако, содержится элемент цепляния, ведет к новому рождению (божеством) в Мире Формности или Неформности.
Короче — до тех пор, пока не будут исчерпаны наши склонности к концептуализации и объярлычиванию, до тех пор это постоянное русло кармического накопления не будет потревожено, и иллюзия, которая суть и есть самсара, будет устойчиво сохраняться. Тот глупец, который, уповая на свое медитативное созерцание, оказавшееся (в действительности) пустым (пробелом сознания), восклицает «А! Я постиг (высшую природу разума. Поэтому) мне не стоит беспокоиться относительно моих деяний и их последствий!» — такой глупец — это злейший грабитель Учения.

Пагубное действие

Определено десять пагубных деяний:
1. Сознательно лишать жизни любое живое существо, пусть то будет даже насекомое. Ведь разумей — когда оно вступает в жизнь, нет ни «малого», ни «великого»!
2. Тайком брать собственность другого.
3. Совокупляться: с несоответствующим партнером, т. е. с тем, кто принял обеты (целомудрия) или женат (замужем за другим); в несоответствующее время, т. е. во время беременности жены; в несоответствующем месте, т. е. рядом с Гуру, ступой, в монастыре или в молитвенном помещении, во время Великого поста; несоответствующим образом — таковы четыре нецеломудренных действия. И вышеперечисленное — три пагубных физических деяния (телом).
Это — четыре пагубных деяния речью:
4. Сознательно лгать, т. е. говорить то, что не соответствует истинному положению вещей.
5. Клеветать, т. е. говорить такое, что приведет других к раздору.
6. Отзываться дурно и грубо о других, т. е. называть человека вором, или придурком, или бить по его чувствам, грубо указывая на его недостатки и ошибки.
7. Предаваться праздной болтовне о военных действиях, торговле, женщинах, или увлекаться глупыми песнями, танцами, шутками и т. п.
Это — три пагубных рассудочных деяния (мыслью):
8. Завидовать кому-то и желать чьих-либо денег, жены, репутации и т. п., думая при этом: «О, если бы у меня это было!»
9. Сердиться, негодовать на других, т. е. испытывать недовольство от их счастья или удачи.
10. Цепляться за извращенные, неверные взгляды, т. е. не верить или сомневаться в факте прошлых или грядущих жизней, в действие-причину-результат, в особые качества Драгоценейших. Обобщая, скажем: когда каждое из этих десяти пагубных деяний полностью вызревает, ты рождаешься вновь в низших мирах. Но даже если ты и рождаешься среди людей, то поскольку прежде ты лишал кого-то жизни, и твоя жизнь будет краткой и насильственно оборвется. Поскольку ты крал, ты будешь нищим. А поскольку все твои деяния ведут к многочисленным страданиям, то всячески избегай их! Отговаривай и других от совершения этого. Раскайся в тех, что уже совершил.

Благотворное действие

Оно — прямая противоположность пагубному деянию, т. е.:
  1. Вместо убийства спасай жизни других.
  2. Вместо кражи раздавай свою пищу и деньги.
  3. Сохраняй нравственное поведение независимо от того, наблюдает ли кто-либо за тобой или нет.
  4. Говори истинно, правдиво.
  5. Улаживай ссоры, вызванные клеветой.
  6. Используй мягкие, тактичные слова.
  7. Обсуждай в беседах достойные буддиста темы.
  8. Радуйся удаче и благу других.
  9. Думай только об их пользе.
  10. Когда ты слышишь изложение взглядов иноверцев, не отвергай их, но просто упрочивай свою веру в слова Будды.
Таковы десять благотворный деяний. Как можно лучше верши их. Побуждай и других к тому же. Радуйся тем, что уже совершил. А в результате — быть тебе Долгожителем в высших сферах, обладающих достоянием и комфортом.

Ни благотворное, ни пагубное действие

Вы можете просто «убивать время» прогуливаясь, разминаясь, спать или сидеть — это беспоследствен-ные действия, т. е. ни благотворные, ни пагубные, и они вызревают ни в благом, ни в пагубном переживании. Но поскольку такие действия — просто пустая трата человеческой жизни, то, вместо разбазаривания своих способностей в праздных забавах, прилагай сознательные усилия к тому, чтобы посвятить все свое время только благотворным деяниям. Тщательно избегай даже малейших вредоносных деяний, памятуя о том, что «коготок увяз — всей птичке пропасть». Не недооценивай силы даже малого благого деяния, памятуя о том, что «коготок увяз…».

Восемь «небесных» качеств

Следует развивать характер, обогащая его высокочтимыми «восемью небесными качествами», как основой для накопления в значительной мере заслуг в грядущих жизнях.
Вот они:
1. Долголетие, поскольку ты прекратил причинять зло другим.
2. Приятная внешность, поскольку ты подносил жертвенные светильники, одеяния и т. п.
3. Рождение в благородной семье, поскольку ты смиренно воздавал почести своему Гуру и членам Общины.
4. Сила богатства, поскольку ты подавал бедным ученым людям, больным и нуждающимся все то, что им требовалось.
5. Авторитетная речь, поскольку ты говорил только то, что созидательно.
6. Огромная власть и влиятельность, поскольку ты совершал лучшие подношения и молитвы Драгоценнейшим и своим родителям.
7. Мужское тело, поскольку ты покровительствовал мужчинам и спасал животных от оскопления.
8. Все разновидности сил в изобилии, поскольку ты по-дружески помогал другим, не рассчитывая при этом совершить свои личные религиозные обязательства.
Культивируй то поведение, которое принесет тебе эти качества.
Коль скоро ты освободился от страстной тяги к самсаре, ты должен научиться отбрасывать и ее причину -пагубные деяния. И независимо от того, наблюдают за тобой со стороны или нет, не плутуй в совершении тех или иных благотворных деяний, в охране своих обетов, священных клятв и иных добродеяний, которые ведут к освобождению.

Действия, приводящие к Освобождению

Для достижения Освобождения ты должен быть, прежде всего, тем, кто неуклонно соблюдает нравственность в (тройственном) поведении, коль ты принял незыблемое необратимое решение вырваться из самсары. Соответственно ты достигнешь самадхи, в котором поток сознания неколебимо сохраняет свою однонаправленность. А в результате, благодаря и посредством истинной интуиции, которая постигла «безсамостность», ты узнаешь общие и специальные характеристики преходящности, страдания, пустотности и т. д. Твои ранее накопленные деяния, которые сейчас препятствуют (духовному прогрессу), будут устранены. Они не возникнут, не повторятся, не потревожат разум. Когда твое страдание, в конце концов, исчерпано, ты станешь пребывать в покое той реализации, которая за пределами любых крайностей, которую называют «Освобождением». Но достижение «освобождения» или «нирваны» отнюдь не влечет за собой уход в какое-либо иное место и превращение в кого-либо иного.
Лечение мочекаменной болезни в Китае,  в Государственном центре тибетской медицины.