Учение о вкусах имеет исключительное значение в тибетской медицине, оно представляет собой теоретическую основу для рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний путем лечебного питания, а также обосновывает правила, принципы использования лекарственных средств для терапии заболеваний. Учение о вкусах закладывает причины сочетания лекарственных средств в сложных составах, дает информацию о фармакодинамике пищевых продуктов и лекарственных средств в организме, хотя и используются при этом термины, понятия, необычные для современного специалиста. Естественно, что информация о химическом строении лекарственных средств и пищевых продуктов в учении о вкусах отсутствует, но все особенности «поведения» того, что поступает в организм, начиная с его «ворот» — органолептического восприятия, последующего усвоения, тропности движения, и заканчивая специфическим результирующим действием, в учении о вкусах представлены.
Тибетская медицина выделяет три основных этапа «поведения» в организме пищи и лекарственных средств:
1) формирование первичного органолептического вкуса и вторичного вкуса после переваривания в желудке;
2) приобретение вторичных свойств (по нашим представлениям, особенностей фармакодинамики метаболитов лекарственных препаратов и пищевых продуктов) и
3) действие поступившего и усвоенного на уровне регулирующей системы конкретного органа или ткани, процесса, тропностью к которым обладают носитель определенного первичного вкуса и его метаболиты.
Первичных вкусов тибетская медицина различает шесть: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий. Первичные вкусы определяются органолептически. У вкусов есть опора — первоэлементы, которые их составляют: «Земля дает основу. Вода — влажность. Огонь — теплоту. Ветер — подвижность. Пространство — место». Однако ни один первоэлемент не имеет собственного вкуса, хотя и сообщает материальным носителям вкусов свои специфические особенности. Попарные сочетания первоэлементов создают определенные вкусы. Так, при сочетании первоэлементов земли и воды образуется сладкий вкус, при сочетании элементов огня и земли — кислый, элементы воды и огня образуют соленый, первоэлементы воздуха и воды формируют горький вкусы, огня и воздуха — жгучий и земли и воздуха — вяжущий вкусы.
Пищевые продукты, лекарственные средства, обладающие определенными первичными вкусами, оказывают и определенное влияние на состояние трех регулирующих систем, ветра, желчи и слизи, на уровень тепла и холода, а также воздействуют на соответствующие органы и ткани организма, на развитие разнообразных процессов в тканях. В таблице 1 представлены первичные вкусы некоторых лекарственных средств, пищевых продуктов и их действие на состояние трех регулирующих систем.
Наряду с общей тенденцией в действии первичных вкусов на состояние систем регуляции, ветра, желчи и слизи, тибетская медицина отмечает и некоторые исключения из общих правил.
Так, «пища сладкого вкуса подавляет ветер и желчь. За исключением ячменя и мяса из сухих мест, сладкое, как правило, порождает слизь. Особенно хороши мясо дикого яка, рыба, баранина, мед».
«Кислое угнетает слизь, но усиливает желчь. Только эмблика лечит болезни желчи, крови, жара.
Соленое угнетает ветер и слизь, обычно, кроме квасцов и каменной соли, возбуждает желчь и лишь в чрезмерном количестве может усилить слизь.
Лечение алиментарной дистрофии в Китае, в Государственном центре тибетской медицины.