Уникальное понимание и толкование жизни и смерти на Тибете обусловлено тибетским буддизмом и формирует основу тибетской культуры.
Смерть в тибетском понимании не означает конец жизни, а скорее предвещает начало новой жизни. Тибетский буддизм пропагандирует “возрождение” бессмертной души человека в различных животных. Считается, что тело – это всего лишь жилище для человеческой души, смерть же дает возможность отделить душу от плоти, чтобы найти новое тело для жизни и продолжить существование снова и снова.
В тибетском буддизме верят, что жизнь после смерти продолжается в трех из шести миров. Для того, чтобы покинуть колесо сансары и попасть в три хороших мира необходимо в своей обычной жизни не делать зла, в противном случае после своей земной смерти душа упадет в три ужасных мира (один из них мир голодных духов). Люди сильно хотят попасть в три хороших мира и всячески пытаются оградить себя от нечестивых поступков. Легенда гласит, что данная теория придумана в 8 веке тибетским императором Акамацу-де-Зан из Индии и записана монахом Падмасамбхава в тибетской книге смерти под названием “Смерть и зарождающееся искусство”.
В настоящее время традиционные захоронения распространены не слишком широко.Существует несколько обрядов похорон на Тибете: захоронение в воду, сбрасывание со скалы в овраги, кремация и т. д. Но все же преобладает продиктованное буддийской верой “анималистическая” концепция похорон и теория “возрождения” души умершего человека в теле птицы или животного.
Тибетцы понимают смерть, как новый виток жизни, поэтому люди на Тибете не испытывают страха и горя перед лицом смерти. Не только умирающий человек может спокойно смириться со своей участью без каких-либо душевных мук и страданий, но исемья покойного ведут себя спокойно, не проявляя скорби. В книге ветра есть такой стих, посвященный ушедшему брату и другу:
Брат, идите и будьте уверены, что идете верной дорогой.
Я же пойду в храм для того, чтобы сказать свои пожелания.
Желаю скорейшего возрождения и возвращения на землю,
Чтобы мы снова были вместе и радовались.
Это стихотворение наиболее точно отражает тибетское понимание смерти. Друзья и родственники умершего воспринимают смерть близкого человека, как временное расставание на пути к воссоединению.