Тибетские похороны имеют свои отличительные особенности. Это обусловлено, во-первых, особенностями природной среды Тибета. Каменистая на большей территории перемерзлая почва и отсутствие большого количества деревьев стало причиной уменьшения распространенности кремации и традиционных захоронений в землю. На юго-востоке Тибета кремация все же более популярна в связи с большим количеством деревьев и наличием глубоких оврагов для проведения обрядов погребения.
Во-вторых, на похоронные ритуалы большое влияние оказал буддизм. После того, как буддизм распространился на Тибете, изменилось отношение тибетцев к смерти и похоронам. По буддийской концепции человек подвергается реинкарнации, поэтому со временем древние погребальные обычаи постепенно были устранены, поскольку для того, чтобы реинкарнация прошла успешно, человек не должен ничего оставить после себя на земле. Для того, чтобы это условие было выполнено и после смерти от человека ничего не осталось, появились такие похоронные обряды, как скармливание мертвого тела хищным птицам, выбрасывание тела рыбам и кремация.
Однако, перерождение великих мастеров все-таки выходит за рамки обычного ритуала реинкарнации, поэтому такие личности как Далай-Лама, Панчен-Лама и другие большие учителя похоронены в гробницах.
Помимо привычных захоронений, существует 5 основных обычаев — это погребение в гробницах, предание тела воде, кремация и скидывание тела в глубокие овраги. На территории Тибета редко используют привычные во всем мире гробы или саркофаги. Обряды погребения имеют сложную иерархию и структуру, которая зависит от личности человека.
Небесные похороны – самый распространенный обряд погребения на Тибете. Мертвое тело человека относят в особое место и отдают на съедение орлам, другим хищным птицам илимлекопитающим. При проведении таких похорон существует множество табу, включая запрет на просмотр похорон чужими людьми (в том числе и туристами).
При этом виде похорон бессмертная душа человека переходит в птиц и далее проходит путь реинкарнации. Этот обряд является эксклюзивным на азиатском пространстве. Тибетцы считают такой вид похорон наиболее востребованным и воплощающим принципысовершенства Махаяны.
В некоторых иностранных изданиях для туристов можно увидеть такое трактование этих похорон: «обряд позволяет душе перенестись в рай», но этот вариант может быть понятен, например, в Нью-Йорке, однако по законам тибетского буддизма человек не умирает после смерти. Как бы не проходили похороны, это является выражением воли умершего человека. Своеобразие похорон на Тибете является по своей сути социальным и культурным явлением. Тибетцы пытаются сохранить свои традиции и оградить их от влияния внешней культуры и других факторов.
Лечение ревматоидного артрита в Китае, в Государственном центре тибетской медицины.